Менеджмент пищевой безопасности
По стандартам серии ISO 22000 сертифицируется система менеджмента безопасности пищевых продуктов.
Потребность в едином стандарте, который бы рассматривал принципы пищевой безопасности и был применим в любой стране мира, возникла из-за сложности реализации на практике множества уже существовавших стандартов – корпоративных, для розничной торговли, и правовых норм.
ISO 22000 – это первый международный стандарт, в котором рассматривается внедрение сертифицированной системы менеджмента пищевой безопасности. . В нём рассмотрены также вопросы информирования, управления системой и контроля. Он охватывает все организации системы производства и сбыта продовольственной продукции "от фермы до тарелки". Стандарт применим не только для предприятий пищевой промышленности, но и в смежных отраслях - производство оборудования, упаковочных материалов, чистящих средств, пищевых добавок и ингредиентов.
Среди ключевых элементов стандарта:
• Отслеживание угроз продовольственной безопасности с использованием программ предварительных обязательных мероприятий и планов
• Непрерывное совершенствование и обновление системы обеспечения безопасности пищевой продукции
К предприятиям пищевой промышленности в стандарте ISО 22000 прописаны следующие требования:
• применение только специализированной техники для производства;
• безопасность эксплуатации помещений;
• своевременная проверка оборудования и его техническое обслуживание;
• своевременное и достаточное снабжение водой, паром и воздухом;
• правильное использование сырья и материалов;
• правильное обращение с полуфабрикатами и готовыми продуктами питания;
• предотвращение загрязнений поверхностей и оборудования;
• контроль за появлением вредителей;
• гигиена и здоровье персонала, работающего на предприятии.
Как правило предприятия проявляют интерес к сертификации по ISO 22000, если:
• Нет уверенности в безопасности сырья, добавок и компонентов;
• Нет уверенности, что на предприятии проведён полный анализ всех факторов, влияющих на безопасность конечной продукции, и учтены все риски, сопутствующие её реализации.
• Не известно, являются ли принятые рецептуры оптимальными;
• Расходы на страхование при заключение на поставку продукции клиентам выше, чем у конкурентов, имеющих сертификаты.
• Затруднен выход на международный рынок;
• Количество рекламаций со стороны клиентов увеличивается.
Требования стандарта ISO 22000 гармонизированы с требованиями других стандартов ISO, и включают в себя часть требований ISO 9001. Многие разделы стандартов ISO 9001 и ISO 22000 совпадают.