ISO 39001 Безопасность на дорогах

Менеджмент безопасности дорожного движения

Работники автопарков, начальники транспортных отделов на предприятиях, дорожные строительные и ремонтные бригады, организации по обслуживанию дорог, проектные организации, школы водителей и сотрудники ГИБДД в своей ежедневной профессиональной деятельности оказывают влияние на безопасность дорожного движения (БДД). ГИБДД, вопреки расхожему мнению, далеко не единственная и не самая влиятельная в этом вопросе сторона. По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) смертность от дорожно-транспортного травматизма составляет от 750000 до 1180000 случаев ежегодно  Разброс в числах обусловлен проблемами фиксации и анализа данных о травмах, занижением цифр в официальной отчетности ряда стран, а также различиями в методиках подсчета. По оценкам ВОЗ, во всем мире в ДТП ежегодно получают травмы или инвалидность от 20 до 50 млн. человек. В большинстве стран мира соотношение между случаями смерти в результате ДТП, травмами, требующими госпитализации, и легкими травмами как 1:15:70.

Отчасти, статистику «портят» страны, где в последние десять лет наблюдается резкий рост количества продаж легковых автомобилей и увеличение загруженности дорожной сети. В это самое время страны с развитой экономикой показывают небольшую, но стабильную тенденцию снижения количества аварий , травм и смертельных случаев на дорогах. Данный факт, в свою очередь, наводит на мысль о том, что годами воспитанная дисциплина и разумное поведение водителей, а также правильный мониторинг ситуации на дорогах, дает свои положительные результаты.
По статистике от четверти до половины мирового парка транспортных средств, которые передвигаются по дорогам общего пользования, принадлежит организациям или находится под управлением организаций, а не частных лиц. Весь этот транспорт и персонал является частью организационных структур и находятся под управлением менеджеров, а также систем менеджмента организаций. Кроме этого, есть проектные институты и строители, а также организации, которые обслуживают дороги и контролируют дорожное движение. От качества менеджмента в этих структурах также зависит общая безопасность на дорогах.

В 2012 году опубликован международный стандарт ISO 39001:2012 «Система менеджмента безопасности дорожного движения (БДД) - Требования и руководство по применению» (Road traffic safety (RTS) management systems — Requirements with guidance for use). В течение 2014 года Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе аутентичного перевода международного стандарта готовится национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 39001 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению». 
Область применения стандарта ISO 39001 

Стандарт ISO 39001 применим к любой организации, независимо от вида, размера, а также поставляемой продукции или оказываемой услуги. Стандартом могут воспользоваться государственные и коммерческие организации , которые взаимодействуют с системой дорожного движения, другими словами, могут хоть как-то влиять на дорожную ситуацию. Документ может применяться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки способности организации соответствовать требованиям стандарта. Система менеджмента, описанная в данном стандарте, направляет организации на достижение своих общих целей и целей БДД в частности, а также дает методические указания по планированию мероприятий, посредством которых будут реализовываться данные цели. При этом будет использоваться системный подход к безопасности. С помощь стандарта организация сможет:
а) улучшить результативность БДД, 
б) разработать, внедрить, поддерживать и совершенствовать систему менеджмента БДД,
в) убедиться в соответствии с заявленной политикой БДД,
г) продемонстрировать соответствие настоящему стандарту.

Простое соблюдение правил не дает гарантию от столкновений и других происшествий на дорогах. Вы не можете гарантировать, что все остальные участники дорожного движения также будут всегда соблюдать правила. Поэтому риск непредвиденной ситуации и ДТП всегда остается. Как можно воздействовать на других участников движения, которые сознательно или не сознательно нарушают правила и повышают риск ДТП?

Ключевые требования стандарта ISO 39001

Стандарт предлагает подходы, которые позволяют минимизировать риски попадания в ДТП с учетом фактической обстановки. Такие подходы могут заключаться в анализе предстоящего маршрута, предрейсовой проверке состояния транспортного средства и водителя, ограничении скорости, в некоторых случаях даже более сильном, чем это делают правила, учете состояния дорожного покрытия на маршруте, учете прогноза погоды, дополнительное обучение водителей и прочие средства управления, которые влияют на снижение риска ДТП. Самым действенным методом управления безопасностью является установка на транспортные средства технических средств: ограничения максимальной скорости, непрерывного слежения за объектом с помощью GPS или ГЛОНАС, видеозаписи дорожной обстановки и режима работы водителя, а также голосовой связи «диспетчер-водитель». Данные средства уже активно используются крупными автопарками для контроля за водителями с целью предотвращения злоупотреблений, связанных с использованием транспортного средства и топлива в личных целях. Однако теперь можно настроить электронику и для целей предотвращения ДТП, а также оказания экстренной помощи водителю в случае инцидента.
Структура стандарта ISO 39001 обновлена по сравнению с традиционными стандартами (ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001). Появились новые разделы, которые в ближайшее время появятся и в других стандартах после выхода новых редакций. Это прежде всего разделы: «Контекст организации» и «Лидерство руководства». Контекст организации – это внешние и внутренние исходные данные, имеющие отношение к ее целям и то, что влияет на ее способность достигать ожидаемого результата.
В определение контекста входит идентификация своей роли в системе дорожного движения, процессов, деятельности и функций, которые могут оказать влияние на БДД, последовательность и взаимодействие этих процессов, видов деятельности и функций.
Лидерство, именно лидерство, а не ответственность руководства в этом вопросе является ключевым фактором успеха в снижении рисков ДТП транспорта организации. В транспортной безопасности это особенно важно, поскольку приходится влиять на психологию и поведение водителей на дорогах, а это без личного примера и демонстрации отношения руководителя к данному вопросу чрезвычайно тяжело.
Центральным ядром управления в системе БДД является комплекс показателей результативности , перечень которых приведен в стандарте.
1. Показатели, влияющие на уровень риска:
– общий пробег и объем перевозок с учетом типа транспортного средства;
– объем произведенной продукции и/или оказанных услуг.
2. Показатели итоговых результатов деятельности по предотвращению ДТП, например, число погибших и получивших тяжкие телесные повреждения.
3. Показатели промежуточных результатов управления безопасностью. Это может относиться к планированию безопасности, к использованию дорожной сети требуемой конструкции, зависящей от типа продукции и услуг, условий приемки и отгрузки. Данные показатели могут отражать фактическую практику работы по:
- выбору конструкции дорог и безопасной скорости, в частности с учетом разделения встречного транспорта и уязвимых пользователей дорог (пешеходов и велосипедистов), а также качества развязок и придорожной полосы;
- использованию надлежащих дорог в зависимости от типа транспортного средства, дорожной обстановки и погодных условий;
- использованию средств индивидуальной защиты, в особенности уделяя внимание ремням безопасности, детским удерживающим системам, велосипедным и мотоциклетным шлемам;
- использованию средств улучшения обзорности и видимости;
- выбору безопасной скорости движения с учетом типа транспортного средства, дорожной обстановки и погодных условий;
– работоспособности водителя, особенно принимая во внимание усталость, отвлечение внимания, употребление алкоголя и наркотических веществ;
- планированию безопасности поездки, включая соображения необходимости поездки, протяженность и вид поездки, выбор маршрута, транспортного средства и водителя;
- безопасности транспортных средств, особенно принимая во внимание защиту водителя и пассажиров, защиту иных пользователей дороги (включая категорию уязвимых пользователей, а также иных лиц в транспортном средстве);
- предотвращению автокатастроф и снижению тяжести их последствий;
- пригодности к эксплуатации, грузоподъемности транспортного средства, креплению груза внутри и снаружи транспортного средства;
- соответствующему водительскому удостоверению для вождения/движения на транспортном средстве соответствующего класса;
- отстранению непригодных транспортных средств и водителей от движения по дорожной сети;
- послеаварийному реагированию и первой помощи, подготовленности к скорой помощи после аварий, а также к послеаварийному восстановлению здоровья и реабилитации пострадавших в автокатастрофах.

Перечень не является исчерпывающим и должен адаптировался в зависимости от контекста организации и целей БДД. Организация должна разработать дополнительные показатели результативности БДД, дополняющие и/или заменяющие вышеупомянутых показатели при их недостаточной актуальности и значимости. Дополнительные показатели должны быть разработаны для расследования инцидентов дорожного движения и выявления недостатков БДД.

Учитывая показатели результативности БДД, организация должна установить в необходимом объеме критерии для определения, мониторинга и измерения целей БДД и объектов БДД. Организация должна документировать данную информацию и поддерживать ее в актуальном состоянии.